Назад
2024-08-06 17:20:35

Как правильно заряжать электромобиль: советы по зарядке

Россияне все еще опасаются пересаживаться на чистые электрички из-за неразвитой инфраструктуры, предпочитая гибриды, классические бензиновые или дизельные двигатели. Для передвижения по городу электрички более экономичные в плане потребления топлива на 100 км, что делает их привлекательными с точки зрения затрат на эксплуатацию. Для тех, кто уже обзавелся электрокаром или только планирует покупать его остается актуальным вопрос — где и как его заряжать? Давайте для начала разберёмся, как устроен такой автомобиль и как он работает.

Электрокары едут за счёт одного или нескольких моторов, что заменяет стандартные движки на бензине. Основное преимущество такой технологии — никаких вредных выбросов, высокий КПД (до 95%, в то время как у дизельных двигателей КПД достигает только до 45%), упрощенная конструкция благодаря меньшему количеству движущихся частей. Плюс аккумуляторная батарея в нижней части кузова повышает устойчивость и прочность машины за счет более низкого центра тяжести.

В отличие от обычных машин, которым нужен бензин или дизель, электромобилям нужна зарядка, подобно тому, как смартфонам требуется энергия для работы. Если телефон можно зарядить практически в любом месте, то поиск доступной зарядной станции для электромобиля остаётся важной задачей, ведь без подзарядки автомобиль так же не сможет функционировать. Тут есть два момента: большая батарея дает больше километров без подзарядки, но и заряжаться она будет подольше. Электродвигатели работают на постоянном токе, а дома у нас переменный ток, так что без преобразователя, а точнее без зарядного устройства, выполняющего эту функция, никак не получится обойтись дома. Есть также системы для быстрой зарядки Fast Charge, которые заряжают аккумулятором напрямую постоянным током, минуя преобразователь, но не все машины так могут. Разберемся, где же все-таки можно зарядить электричку и как, чтобы ее заправка не стала сюрпризом после покупки.

Где зарядить электромобиль

На сегодняшний день существует несколько вариантов зарядки электромобиля.

Домашняя зарядка

Один из самых доступных и простых способов «подкормить» вашу электричку — это использование стандартной бытовой розетки на 220 В. Для этого нужен специальный кабель, который обычно идет в комплекте с авто. Этот кабель не только соединяет машину с розеткой, но и включает в себя умное устройство для преобразования переменного тока в постоянный, который так любит ваш аккумулятор. Кабель также оснащен защитным механизмом, который следит за температурой и напряжением, чтобы не допустить перегрева и короткого замыкания.

Правда, есть один нюанс — такая зарядка идет «неспеша». И чтобы ваше авто было заряжено полностью потребуются примерно сутки. Это касается батарей большой емкости, например, 60 кВт⋅ч. Но зато такая медленная зарядка считается самой бережной для батареи и помогает продлить ее срок службы.

Для тех, у кого дома есть сеть на 380 В, открываются другие возможности, ведь можно использовать стационарные зарядные устройства, подключаемые по однофазной или трехфазной схеме. Трехфазное подключение — это уже серьезная мощь! Оно может увеличить мощность до 43 кВт с максимальным током до 63 А, что позволяет полностью зарядить батарею на 60 кВт⋅ч за менее чем два часа. Однако днем такая мощность может быть недоступна, поэтому время зарядки может увеличиться.

Так что домашняя зарядка — это отличный способ всегда быть на ходу, но требует небольшого планирования и учета времени.

Публичные зарядные станции

Зарядные станции для электричек можно найти не только на парковках торговых центров и вдоль основных трасс. Расположены они и на других локациях. В Москве и Подмосковье распространены сети таких операторов, как «Мосэнерго», «Россети» и «Энергия Москвы». В Санкт-Петербурге и Калининграде предпочитают станции от «Россети», а в восточной Сибири заправляться лучше на «Русгидро».

Кроме того, зарядные устройства можно найти и на некоторых бензиновых заправках, таких как «Роснефть» и «Лукойл». Но все же сбрасывать со счетов и забывать про зарядные станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных мест не стоит. Конечно, доступ к ним может быть, как свободным, так и ограниченным платной или закрытой парковкой. Эти станции предлагают, как медленную зарядку (AC), так и быструю (DC), что особенно удобно для быстрого восстановления заряда во время длительных поездок.

Что самое главное при использовании общественных зарядок? Первое и самое важное тут — заранее планировать маршруты и быть в курсе доступных опций.

Виды зарядных станций

Зарядные станции для машин классифицируются по скорости зарядки, которая напрямую зависит от ампеража и мощности тока, подаваемого на аккумулятор автомобиля:

  • Медленные зарядные станции (Level 1) обычно используют стандартный ампераж от 10 до 16 ампер и предназначены для подключения через обычные бытовые розетки на 220 вольт. Зарядка от такой станции обычно занимает от 8 до 24 часов, в зависимости от емкости аккумулятора. Подходит для ночной зарядки в домашних условиях.
  • Средние зарядные станции (Level 2) работают с амперажом от 20 до 40 ампер и часто требуют установки специализированного зарядного оборудования, такого как стационарные зарядные устройства. Эти станции обычно обеспечивают полную зарядку за 4–8 часов и подходят для использования на парковках бизнес-центров.
  • Быстрые зарядные станции (DC Fast Charge или Level 3) подают ток в 50 ампер и выше, что позволяет зарядить аккумулятор до 80% его емкости всего за 20–40 минут. Такие станции идеально подходят для длительных путешествий, где важно быстро восстановить заряд батареи и продолжить движение.

Сколько стоит зарядить электромобиль

Стоимость зарядки электромобиля в домашних условиях может сильно варьироваться в зависимости от вашего местоположения, времени суток и наличия определенных бытовых приборов, таких как электроплита, которые могут влиять на тарифы. Например, в Москве заправка электромобиля ночью, когда тарифы ниже, обойдется примерно в 2,98 рубля за кВт⋅ч, а днем цена подскакивает до 7,85 рубля за кВт⋅ч.

Если батарея вашего авто имеет емкость 77 кВт⋅ч, полный заряд ночью обойдется вам в районе 217,5 рубля, а днем — уже около 572,2 рубля. Этого заряда хватит, чтобы прокатиться с ветерком примерно 300 км по городским дорогам.

Альтернативный вариант — использование городских быстрых зарядных станций. Они предлагают зарядку мощностью от 50 кВт и выше, что позволяет зарядить, скажем, аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 60 кВт⋅ч за 1,5-2 часа. Стоимость такой зарядки варьируется от 15 до 20 рублей за кВт⋅ч в зависимости от оператора станции.

Для точного расчета времени и стоимости зарядки можно использовать специальные онлайн-калькуляторы. Они учитывают конкретные технические характеристики вашего авто и условия зарядки. Это помогает понять экономическую выгоду от использования электромобиля по сравнению с бензиновыми или дизельными машинами. Например, дорога в 100 км на электромобиле может стоить от 50 до 150 рублей при использовании домашней зарядки, что делает его более экономичным вариантом.

Особенности зарядки электрокаров

Батареи электромобилей любят постоянный ток, так как он гораздо эффективнее. Дома же у нас переменный ток, и его нужно преобразовать в постоянный. Это делается с помощью встроенных в машину преобразователей. От мощности тока зависит и скорость зарядки: полная зарядка может занять до 15 часов.

Чтобы не ждать целую вечность, можно установить стационарную зарядную станцию, которая обеспечивает более быструю подачу тока.

Чтобы найти доступные и подходящие зарядные станции, наилучшим решением будет воспользоваться приложениями от компаний, которые устанавливают эти станции в вашем регионе. Эти приложения помогают выбрать станцию с нужной мощностью и типом разъема, а также сравнить цены на зарядку.

Вот несколько примеров приложений, которые помогают найти ближайшие зарядные станции для электромобилей:

  1. PlugShare - одно из самых популярных приложений с большой базой зарядных станций по всему миру.
  2. ChargePoint - крупная сеть зарядных станций с собственным приложением.
  3. Яндекс.Карты и 2ГИС - хотя это не специализированные приложения для электромобилей, они часто включают информацию о зарядных станциях в странах СНГ.

Давайте проанализируем особенности зарядки электричек на примере модели Zeekr 001, которая стала популярным выбором в России за последние полтора года. Этот автомобиль оборудован двумя разъемами для зарядки: передний разъем подходит для зарядки низкой скорости, включая использование домашних электросетей. Задний разъем предназначен для скоростной зарядки на станциях.

Параметры зарядки отображаются в приложении автомобиля и в меню «Зарядка» на панели Zeekr 001. Вы можете настроить время зарядки и выбрать удобный способ оплаты через приложение. В меню автомобиля также отображаются данные о напряжении, токе и мощности, а также необходимое время для полной зарядки аккумулятора, исходя из текущей мощности и оставшегося заряда. Процесс зарядки можно прервать через меню автомобиля.

Zeekr 001 оснащен разъемом GB/T для быстрой зарядки, типичным для китайских моделей. Если на выбранной станции нет нужного разъема, рекомендуется использовать специальный адаптер, который можно приобрести в компании Digitalcars.

Можно ли заряжать электромобиль от обычной розетки?

Заряжать электромобиль от обычной розетки возможно, но это далеко не всегда лучший вариант. Обычная розетка на 220 В заряжает медленно, и полный цикл может растянуться до 12 часов. Это удобно для ночной заправки, когда время не так важно и нужно довести зарядку машины до 100%.

Заряжая электромобиль от обычной розетки, важно соблюдать меры предосторожности. Убедитесь, что проводка в доме в хорошем состоянии и может выдержать длительную нагрузку. Использование специальной зарядной станции (wallbox) безопаснее, так как она оснащена системами защиты от перегрева и перегрузок.

Чтобы продлить жизнь тягового аккумулятора и максимально сохранить его емкость, следует придерживаться некоторых правил. Используйте для зарядки только качественное оборудование, желательно сертифицированное и рекомендованное производителем. Важно выбирать кабели и адаптеры либо от производителя автомобиля, либо от проверенных брендов.

Выбор электрической зарядной станции похож на выбор АЗС для традиционных автомобилей: опытные водители знают, где качество топлива лучше. Аналогично, при выборе ЭЗС для зарядки следует учитывать качество оборудования.

Перед подключением к общественной зарядной станции убедитесь, что разъем кабеля чистый и сухой. Грязь может привести к повреждению коннекторов и дорогостоящему ремонту.

Не разряжайте аккумулятор ниже 20–25%, так как это вредит его состоянию. Идеальный уровень заряда для большинства литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов составляет 25–80%. Во многих моделях электромобилей, включая Zeekr 001, существует функция ограничения максимального уровня заряда.

Частая зарядка до 100% способствует ускоренному старению аккумулятора, но в первый год эксплуатации уменьшение максимальной емкости на 3–7% считается нормой. Заряжайте до полного, если предстоит долгая поездка.

Учитывайте температуру окружающей среды: холод или жара могут влиять на скорость зарядки. В холодную погоду система управления батареей (BMS) может ограничить мощность зарядки для защиты аккумулятора.

Также избегайте длительного хранения электромобиля в экстремальных температурах. Если автомобиль не будет использоваться продолжительное время, идеальный уровень заряда составляет 50–80%, чтобы минимизировать деградацию батареи.

Используйте правильное оборудование, планируйте зарядку заранее и следите за состоянием батареи, чтобы ваш электромобиль служил вам долго и надежно.

Теперь вы знаете, как зарядить электромобиль, поэтому можете спокойно брать электричку, если до сих пор еще сомневались стоит ли вам пересаживаться на такое авто.